Это - учебно-методические материалы по медицинской информатике и статистике с сайта 1mgmu.com


Увеличить шрифт :: Уменьшить шрифт

6.1.4 Компьютер. Железо и программы. Клавиатура, мышь и другие манипуляторы

Клавиатура – основное устройство ввода данных, и от его качества и соответствия пользователю во многом зависит скорость и комфортабельность работы. Одним больше нравятся модели с неглубоким мягким нажатием на кнопки, другим – кнопки с заметным механическим «кликом».
Основная часть клавиатуры соответствует клавиатуре пишущей машинки и предназначена для ввода букв и цифр. В ее правой части имеется кнопка, на которой написано «Enter» и/или нарисован знак изломанной стрелки. Это – самая «главная» кнопка, нажатие на нее обычно означает, что нужно выполнить команду. В текстовых редакторах в режиме вводе текста нажатие на Enter обычно – переход к следующему абзацу.
В правом верхнем углу клавиатуры имеется кнопка с надписью «Esc» - сокращением от «Escape», то есть спасаться, сохранять и т.д. Нажатие на нее обычно имеет обратный смысл отказа от предлагаемой операции. Правее ее в верхнем ряду расположены кнопки с надписями «F1», «F2» и т.д., обычно их десять или двенадцать. Они оставлены для быстрого выполнения команд (разных в различных программах), но считается хорошим стилем, если после нажатия на «F1» программа выдает справку. Правее них расположены три кнопки, нажатие на которые, по идее, должны вызывать печать отображаемой на экране информации, изменение режима просмотра и временную приостановку работы компьютера, но сейчас используются редко.
В левой части основной клавиатуры расположена кнопка табуляции с надписью «Tab» и/или изображением двух горизонтальных стрелок. Нажатие на нее обычно вызывает переход в другую колонку (окно, поле и т.д.).
Справа внизу от основной клавиатуры расположена отдельно стоящая группа из четырех кнопок с изображением стрелок. При работе с текстовыми редакторами нажатие на них изменяет положение курсора, то есть меняется не сам текст, а то, в какое место будут впечатываться следующие буквы. К клавишам перемещения курсора относятся и расположенные выше в группе из 6 клавиш кнопки «Home», «End», «Page Up» и «Page Down», нажатие которых обычно вызывает перемещение в начало и конец строки, а также на одну страницу выше и ниже соответственно.
Расположенная в левом верхнем углу этой группы кнопка «Insert» обычно вызывает выделение выбранного объекта, однако при работе с текстовыми редакторами обычно меняет режимы вставка/замещение. В режиме вставки буквы, впечатываемые в середину уже набранного текста, «раздвигают» его, а в режиме замещения – печатаются поверх набранного текста, стирая его ( По умолчанию редактор работает в режиме вставки. Многие начинающие пользователи не знают об этих режимах, переключаются в режим замещения, случайно задев кнопку пальцем, и считают дальнейший стиль работы издевательством). Для кнопки «Insert», как и для большинства других переключателей, повторное нажатие обычно аннулирует эффект.
Расположенная под ней кнопка «Delete» стирает букву правее позиции курсора. Расположенная рядом, выше кнопки «Enter», кнопка «Backspace» стирает букву левее курсора. При работе с объектами кнопки «Delete» и «Backspace» работают одинаково – удаляют его целиком. Вместо надписи «Backspace» может быть нарисована горизонтальная стрелка острием влево.
Справа расположена группа из 17 клавиш, оптимизованная под ввод вслепую одной правой рукой. Они дублируют некоторые из рассмотренных ранее клавиш. В правом нижнем углу имеется копия клавиши «Enter», рядом – кнопки с изображением арифметических действий: «/», «*», «-» и «+» (деление и умножение обозначается косой чертой и звездочкой, а не двоеточием и косым крестом!). Остальные кнопки этой группы дублируют либо ввод чисел и десятичного разделителя (точки или запятой), либо кнопок перемещения курсора. Для смены режима дублирования ввода чисел или перемещения курсора используется кнопка «Num Lock» в левом верхнем углу этой группы.
Слева и справа от нижнего ряда основного ряда кнопок с буквами расположены клавишы-модификаторы «Shift», на которых вместо надписи может быть изображение толстой вертикальной стрелки. Нажатие на эту кнопку действий (обычно) не вызывает, но если при прижатой клавише «Shift» нажать кнопку с буквой, то будет печататься не строчная, а прописная буква. Если на фоне прижатого «Shift» нажать кнопку с цифрой, то будет введен знак препинания. Левый и правый «Shift» обычно не различается.
Слева, под клавишей табуляции, расположена кнопка «Caps Lock» фиксации режима ввода строчных букв. На ввод цифр/знаков препинания это клавиша не действует, повторное нажатие отменяет режим.
Слева и справа клавиши пробела расположены еще две копии клавиш-модификаторов – «Alt» и «Ctrl». Как и с «Shift», их дублирование введено для удобства, чтобы при печати их можно было прижимать мизинцем свободной руки. Нажатие любой кнопки при прижатой клавише «Alt» или «Ctrl» интерпретируется как еще одна команде в добавлении к имеющимся клавишам «F1» - «F12». Таким образом, клавиатура – мощное средство ввода, позволяющее нажатием комбинации клавиш выполнять большое количество команд.
Переключение между языками производится программно. В среде MS-DOS для этого нужно было запустить программу-русификатор, в среде Windows это производится встроенными средствами. Для переключения между языками нужно нажать некоторую комбинацию клавиш, например, «Ctrl» и «Shift» одновременно. В последнее время популярны бесплатные программы, которая анализирует вводимый текст и, если нужно, сами переключается с одного языка на другой.
Если клавиши-модификаторы «Shift», «Alt» и «Ctrl» прижимаются достаточно долго, чтобы на их фоне нажать другую клавишу, то другие клавиши обычно должны нажиматься достаточно коротко. В среде MS-DOS, если прижать клавишу более чем на секунду, то соответствующий символ начинал дублироваться со скоростью 10 раз в секунду. Часто такая возможность очень полезна. В среде Windows возможностью повтора пользоваться еще удобнее, так как время задержки и скорость дублирования символа можно настроить под себя. Для этого в свежих Windows XP нужно запустить «Мой компьютер» двойным щелчком по соответствующей иконке на рабочем столе, щелкнуть по строке «Панель управления», найти и дважды щелкнуть по иконке «Клавиатура» и выбрать закладку «Скорость». Для изменения параметра нужно поместить указатель мыши на ползунок на линейке скорости и при нажатой левой клавише «оттащить» в сторону и отпустить. Там же можно поменять и частоту мигания курсора (Если частота мигания курсора кажется некомфортной, то ее обязательно нужно поменять, так как мигающий с определенной частотой объект может спровоцировать эпилептический припадок, а склонных к эпилепсии, но не знающих об этом, достаточно много).
На стандартной клавиатуре находится 102 кнопки, но сейчас на некоторые модели помещают дополнительные кнопки и устройства управления, в том числе дублирующие мышь. С другой стороны, в ноутбуках для уменьшения размера клавиатуры кнопки-дубли обычно не используют.
На русифицированной клавиатуре на кнопках с буквами отображены символы латиницы и кириллицы, а также некоторые знаки препинания. По идее, при нажатии на кнопку со знаком определенной буквы должна вводится именно эта буква, но, так как всегда, когда Вы работаете на компьютере, на нем работает активная программа, и как она будет воспринимать букву – ее личное дело. Например, из-за упомянутых выше различий в стандартах кодировки ASCII и ANSI при работе с кириллицей для ввода одного и того же знака препинания нужно нажимать разные кнопки. Из-за популярности Windows русифицированные клавиатуры в последние годы размечают под ANSI, поэтому в режиме работы DOS с русскими буквами будут печататься не те знаки препинания, которые нарисованы на клавише.
Для борьбы с такими казусами имеется изящное решение – активная клавиатура, у которой на каждой кнопке имеется маленький дисплей, показывающий, какой именно символ будет введен при текущем режиме работы.
Для любителей работать лежа на диване имеются беспроводные клавиатуры, связывающиеся с компьютером по радио.
Клавиатура оптимизована под ввод текста и управление работой программ в режиме команд, но сейчас обычно используется интерфейс с командным меню, в котором пользователь выбирает один из нескольких предложенных вариантов. В этом случае управление производится только при помощи кнопок перемещения курсора на одну позицию и кнопки Enter. Такой стиль управления характерен и для многих компьютерных игр, в которых основные действия – бей (стреляй) или беги. В этом случае удобнее пользоваться другими конструкциями устройств ввода, дублирующими всего несколько клавиш, но более удобных.
Первым из таких устройств стал джойстик (от «джой стек» - в буквальном переводе с английского – палочка для развлечения). Известна анекдотическая история с разработчиком первого персонального компьютера линии Apple Стивом Возняком – когда он заказал джойстик в Японии с доставкой по почте, то таможенники хотели его привлечь за «попытку незаконного ввоза на территория США изделий сексуального назначения». Впрочем, если посмотреть на то, как некоторые «подсаживаются» на компьютерные игры – таможенники были совершенно правы.
Он похож на рукоятку, закрепленную на основе и имеющей одну или несколько кнопок. Для дублирования нажатия кнопки перемещения достаточно наклонить рукоятку в нужную сторону, для дублирования кнопки Enter – нажать на кнопку на ручке.
Однако опыт использования джойстика показал, что работать с его помощью с офисными приложениями неудобно – им удобно быстро задавать направление перемещения, но трудно вовремя останавливаться. Следующей конструкцией стали манипуляторы типа «мышь». В первых конструкциях на верхней части были расположены две (реже – три) клавиши. Для фиксации перемещения использовались оптикомеханическая конструкция – в нижней части мыши было круглое окошко, из которого высовывалась часть шарика. Этот шарик касался двух вращающихся стержней, на которые были надеты колесики с дырочками. Системы из светодиода и фотоэлемента определяли поворот колесиков (такие системы, только большего размера, стоят в Московском метро).
В последние годы имеется тенденция оснащать мыши не только двумя клавиши, но и дополнительными кнопками и колесиками, а также делать беспроводные мыши, связывающиеся с компьютером через радиосвязь. В принципе, отказ от лишнего провода на столе удобен, но беспроводные мыши требуют частой подзарядки аккумулятора или смены батареек и заметно тяжелее.
Наличие механических частей определения перемещения затрудняло эксплуатацию устройства. Нужно было, чтобы шарик не проскальзывал по скользкой подложке, из-за чего появилась целая индустрия по производству ковриков под мышку. В процессе эксплуатации механические части загрязнялись или стирались.
В последние годы появились оптические (в том числе лазерные) мыши, свободные от этого недостатка. В них считывается и запоминается изображение подложки под мышью, а обработка изменения изображения и перемещения мыши производится специализированным встроенным процессором. Благодаря этому подложка не обязательно должна быть ровной и гладкой – можно возить мышь и по колену. Единственный тип поверхности, который «не любят» оптические мыши – закрывающее стол стекло.
Для компактных носимых компьютеров мышь неудобна тем, что требует дополнительной рабочей поверхности. Поэтому в ноутбуках вначале использовали маленькие джойстики, встроенные в клавиатуру, потом – шарик, который нужно было поворачивать (фактически – механическая мышь «вверх ногами»), а потом – «тачпады» - сенсорные пластинки, по которым нужно водить пальцем.
Хотя манипулятор типа «мышь» и является удобным устройством управления, мелкие движения он точно не передает и все-таки громоздок, например, «расписаться» при помощи мыши достаточно трудно. Кроме того, он не фиксирует силу нажатия манипулятора на подложку.
От этих недостатков свободны системы управления, предназначенные для профессиональной работы с графикой. Один из популярных вариантов – сенсорный планшет, на котором рисуют предметом, по форме похожим на обычную ручку.
Еще один альтернативный вариант – совмещение монитора с устройством управления, то есть сенсорный экран, определяющий, на какую его часть нажали. При работе с ним для выполнения пункта меню, отображаемого на экране, достаточно ткнуть в него пальцем. Такой метод управления удобен тогда, когда по ходу основной работы, не связанной с компьютером, нужно выполнить несколько команд. Он также позволяет работать в перчатках, громоздкой защитной одежде и т.п. Поэтому он может быть оптимальным для работы в условиях операционной и т.д.



Оглавление раздела нижнего уровня
Оглавление раздела верхнего уровня
ОГЛАВЛЕНИЕ ОГЛАВЛЕНИЙ



НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ САЙТА


Материалы используются на Едином Образовательном Пространстве Первого московского государственного медуниверситета им. И.М. Сеченова